Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы.

Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Общий объем финансирования госпрограммы на 2011−2020 годы составляет 424,6 млрд рублей. Из них на 2016−2020 годы предусмотрено 255 млрд рублей, в том числе в 2016 году — 47,9 млрд рублей; в 2017 году — 52,9 млрд рублей; в 2018 году — 51,9 млрд рублей; в 2019 году — 51,2 млрд рублей; в 2020 году — 51,1 млрд рублей.

В настоящее время и в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения, расширены дверные проёмы   и установлены новые двери.  Оборудована сенсорная комната по последнему слову техники. 

Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. 

Комплект оборудования для сенсорной комнаты МБОУ СОШ имени С.М.Кирова.

Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок не только расслабится, но и получит новые представления о мире, новые ощущения, сможет зарядиться энергией для активной деятельности. Из чего же состоит сенсорная комната?

Светооптические эффекты.

 

 Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись  к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает  оптический эффект расширения пространства.

Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой  колонны.

Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и  попытаться удержать увиденное в памяти.

Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.

 - Упражнение «Золотая рыбка»

Цель:  Сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие  цветового восприятия, релаксационный эффект.

 Дети стоят около  колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок  под воздействием воздуха.    Создается соревновательная обстановка.

Столик для рисования песком.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.   Как и любое другое занятие изобразительным творчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность. 

Зеркальная полусфера с источником света

   

Зеркальная полусфера применяется для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Создает психологический комфорт, снижает уровень тревожности, корректирует страхи. Расслабляет посредством воздействия зрительных образов. Используется на занятиях , которые направлены на улучшение эмоционального фона, для концентрации внимания.

Настенные модули и лабиринты

Панель способствует развитию тактильного, визуального и акустического восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность.

Панель “Домино” предназначена для развития мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для изучения цветов.

 

Декоративно-развивающая панель

Настенные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто. Раскачиваясь в разные стороны, ребенок будет двигать шарик по лабиринту, тем самым тренируя зрение и ловкость.

Колесо спецэффектов и световые проекторы

Создаёт динамические визуальные эффекты.
Помогает детям максимально расслабиться за счёт рисунков (природа, бабочки, космос, смена погоды, времена года, историческая Русь) и изменяющихся цветов.

Фиброоптическое волокно и источник света

Если говорить обобщённо, то фибероптические изделия направлены на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряженияВолокно можно перебирать руками и следить за сменой цветовой гаммы.

Генератор запахов и набор масел 

Ароматизация воздуха оказывает оздоровительное действие на весь организм, в частности благотворно влияет на психоэмоциональную сферу человека, на органы дыхания, дезинфицирует помещение и очищает воздух от вредных примесей.

 

Программа "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" на 2015-2020 г.г.  МБОУ СОШ имени С.М.Кирова

"Образование педагогических кадров" в рамках реализации программы "Доступная среда"

Положение об инклюзивном ( интегрированном) обучении детей с ОВЗ