Главная » Файлы » Учителя » Сухорукова М.В.

Обобщение опыта
[ Скачать с сервера (194.0 Kb) ] 09.02.2015, 14:59

Информация об опыте

 

1.Наименование опыта. Тема опыта: «Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах». Над темой работала с 2011 по 2014 год в режиме научно-методической темы школы:

 « Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса школы»

  -2011-2012 учебный год: Дидактическое и методическое обеспечение уроков         математики на основе дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса

  -2012-2014 учебные года: Практическое применение дидактического и методического обеспечения уроков математики. Создание системы таблиц.

  -2014-2015 учебный год: Создание методической копилки. Обобщение опыта.          

 

2. Условия возникновения, становления опыта. Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений. Практика показывает, несмотря на то, что на каждом уроке  математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют  прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему таблиц для устного счета и поделиться с коллегами своими наработками в применении методов, форм и приемов при работе с таблицами. Наличие таблиц позволяет учителю не только быстро провести устный счет, но и в различных формах, дифференцированно и индивидуально.

 

3.  Актуальность проблемы. Счет в уме (устные вычисления) является самым древним и простым  способом вычислений. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить простые расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах механизированных вычислений. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.

Среди причин невысокой вычислительной  культуры учащихся можно назвать:

-низкий уровень мыслительной деятельности;

-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;

-отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

-неразвитое внимание и память учащихся;

 

-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

-отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

Школа – это основное учебно-воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться на уроках математики различными методами и в различных формах развитие устных вычислительных навыков. Все это и определило цель опыта: формирование прочных вычислительных навыков через использование системы таблиц на уроках математики. Для достижения цели  были поставлены следующие задачи, которые решались в ходе исследования:

1) Разработать содержание таблиц в соответствии с изучаемым материалом и возникаемыми проблемами устных вычислений;

2) Отобрать необходимые методы и средства организации устного счета;

3) Выбрать оптимальные формы организации учебного процесса

В работе  были использованы следующие методы исследования: беседы с учителями, наблюдения, контроля, анализа, сравнения,  изучение педагогического опыта.

4. Ведущая педагогическая идея опыта: педагогика сотрудничества на основе взаимоуважения; идея учения без принуждения: интерес, успех

5.Теоретическая база опыта. Если рассматривать процесс обучения  как процесс целенаправленного руководства учителем познавательной деятельностью учащихся, то центральной его проблемой является процесс восхождения к истине в диалектическом его понимании.

Познание с точки зрения современной философии - « это процесс избирательно – активного действия, отрицания к преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм превращения информации»

Это значит, что учитель обязан понимать и сложность этого процесса, и его динамику. Он должен обеспечивать не простое сообщение учащимся сведений из данной  предметной области, а обеспечивать диалектику познания, вскрывающую многозначные и многосторонние связи явлений и процессов, истоки их зарождения, своеобразие их развития.

Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей. Этот сложный процесс обеспечивается деятельностью.

Всякая деятельность включает в себя цель, средство , результат и сам процесс деятельности. Следовательно, неотъемлемой  характеристикой деятельности является ее осознанность. Включение обучающихся в разнообразную деятельность осуществляется, в том числе и в условиях  общеобразовательной школы.

 

 

6. Своеобразие концепции. Используя методические рекомендации и опыт коллег, в условиях своей школы и, учитывая особенности обучающихся, я стремилась: создать свою систему таблиц для развития устных вычислительных навыков; описать на примерах уроков и фрагментов уроков наиболее  оптимальные

 

 

в моей практике методы и приемы над развитием прочных вычислительных навыков.

Вся педагогическая деятельность строилась на основе следующих принципов:

  1. междисциплинарный подход в формировании прочных вычислительных навыков;
  2. систематичность и непрерывность работы по развитию устных вычислительных навыков;
  3. единство интеллектуального и эмоционально- волевого начала в деятельности учащихся.

7. Реализации концепции посредством организации работы учащихся. Насыщение уроков разнообразными, интересными и полезными вычислительными заданиями при большей плотности текущего теоретического материала, задач по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках, т.к. устный счет – первооснова любых вычислений. Основная функция  устных   упражнений – актуализация опорных для конкретной темы знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.

Формирование любого навыка - процесс достаточно длительный, требующий не только большого числа упражнений, но и определенных усилий для поддержания навыка, уже выработанного. И вычислительные навыки, конечно же, не исключение

Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – весьма трудная задача. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы  ученика дома.

Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание  и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Учителю на уроке они помогают организовать, сделать более продуктивной и насыщенной устную работу, каждодневную тренировку детей в устных и письменных вычислениях. Обратим особое внимание на то, что все таблицы в течение учебного года можно использовать многократно.

 

Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений.

  1. Сложение натуральных чисел.
  2. Вычитание натуральных чисел.
  3. Умножение натуральных чисел.
  4. Деление натуральных чисел.
  5. Действия с десятичными дробями.
  6. Сократите дробь.
  7. Исключите целую часть из дроби.
  8. Замените неправильной дробью.
  9. Переведите в десятичную  дробь.
  10. Решите уравнения.
  11. Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;)
  12. Выполните умножение(2,3,4,5на числа).
  13. Выполните деление(100:,600:,1000:)
  14. Решите уравнения (продолжение№10)
  15. Выразите каждую величину в см, в м, в дм.
  16. Выразите каждую величину в кг, в ц, в т.
  17. Золотая арифметика-1(набор примеров на все действия с натуральными числами)
  18. Золотая арифметика-2 (набор примеров на все действия с  положительными и отрицательными числами)
  19. Золотая арифметика-3
  20. Проценты.

     

     

Категория: Сухорукова М.В. | Добавил: schkola_kirova
Просмотров: 600 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: